Ивангород и Нарву ждет десять приоритетных проектов. Эти и другие важные новости из жизни приграничных городов
В середине января в Нарве прошло мероприятие, поддержавшее традицию в отношениях городов-соседей: руководители Ивангорода поздравили семью первого родившегося в новом году нарвитянина. Когда станет известно имя первенца 2016 года-ивангородца — ответный жест сделает руководство Нарвы. Как пояснил «Инфопрессу» глава администрации Ивангорода Константин Платонов, и у приграничного сотрудничества, и у самого Ивангорода горизонты для развития этим не исчерпываются.
Горизонты туризма
В конце прошлого года закончились поддержанные европейскими средствами проекты нарвского променада и реконструкции порохового амбара в Ивангородской крепости. Какие планы на новый период европейского финансирования, в рамках совместных программ «Эстония-Россия», строит Ивангород, в чем заинтересован?
Подписано соглашение между руководством Нарвы и Ивангорода, где обозначены десять приоритетных проектов, которые мы хотели бы осуществить, в том числе на принципах «зеркальности», на территории двух городов. Уже начинаем работать в этом направлении. Из этих десяти два можно назвать первоочередными. У нас есть заинтересованность продолжить проект променада. Также планируем обустройство прибрежной полосы в районе водопада (район Парусинки). Есть в этом списке и энергосберегающие технологии, и велодорожки, и другие намерения.
Почему нынешний променад в Ивангороде оказался значительно короче нарвского? И используется ли он?
Используется, туда приезжает много гостей. Он получился довольно-таки красивый. Но и дорогой. Он двухуровневый, и, чтобы его построить, необходимо было укрепление берега. Дальше планируем, что променад будет одноуровневым, поэтому он будет гораздо дешевле.
В Ивангороде есть ведь и такая жемчужина, как музей, где собрана коллекция художника Билибина. Он развивается или зачах?
Музей работает, в нем тоже открыли аудиторию, где можно проводить семинары и совещания. Там показывают и познавательные фильмы, в том числе по истории Ивангорода. Музей постоянно посещается и абсолютно не зачах. Последнее время, с реставрацией крепости и ремонтом музея, количество туристов в Ивангороде возросло.
В общем, считаете ли вы туризм для Ивангорода таким же «спасательным кругом», как видят туризм на Северо-Востоке Эстонии?
Когда здесь был губернатор Ленобласти Александр Юрьевич Дрозденко и мы просили, чтобы он поспособствовал открытию города, он приводил такой пример: как только открыли Выборг — количество туристов там выросло в 6-7 раз. Мы надеемся достичь подобных результатов. Параллельно, с руководством Нарвы и с консульствами прорабатываем решения по «упрощенке» — облегченному переходу границы для туристов. Допустим, если отдельный гость не может пройти в Нарву в упрощенном режиме, то туристическая группа могла бы, осмотрев достопримечательности Ивангорода, затем на автобусе направиться прямо в Нарвскую крепость.
Все это зависит, к сожалению, не от нас, однако такие вопросы мы задаем на всех уровнях. Надеемся, нас услышат.
Граница и рядом с границей
Бывая в Ивангороде, видишь, как строится новый российский пограничный пункт для проверки пешеходов у большого моста. По вашим данным, когда этот пункт и пункт на Парусинке будут готовы?
Судя по разговорам с Росграницей, они планируют запустить их к концу февраля. Насколько это реально — не могу сказать. Сначала говорили, что запуск этих пунктов лежит «в плоскости» Москвы, там должны были выпустить приказ. Сейчас говорят, что приказ якобы уже есть, но остаются технические моменты — как сделать так, чтобы новый пункт открыть, не закрывая границу, то есть чтобы старый какое-то время оставался в работе, пока в новостройку не перенесут оборудование. Не знаю, получится ли так, может быть, чуть раньше откроют пункт на Парусинке, чтобы весь поток временно пустить там?
В середине января здесь были представители Росгранстроя, пограничников и таможни, они как раз обсуждали — как сделать так, чтобы доставлять как можно меньше неудобств населению.
Константин Петрович, а как будет развиваться инфраструктура около границы? Вот, например, от пешеходного терминала МАПП «Ивангород» в город вдоль берега ведет дорога, которая забита машинами и не обустроена. Предполагает ли Ивангород убирать оттуда транспорт?
Мы буквально в январе на комиссии по безопасности дорожного движения обсуждали этот вопрос, был инвестор, который, в общем, заинтересован транспорт оттуда убрать, сделать стоянку для автомобилей. Вопрос этот сложноват для нас, но мы его прорабатываем.
На 99 процентов могу заверить, что в этом году постараемся отремонтировать дорогу по Петроградской улице, которая ведет от улицы Госпитальной вниз и около променада поворачивает к таможне. На нее выделяется три с лишним миллиона рублей.
У продолжения этой дороги в направлении пешеходного пункта — два участка. Часть дороги до развилки принадлежит городу, а от развилки до пункта — таможне. То есть там соединяются интересы таможни и города. Есть ещё одна дорога, которую мы хотели бы сделать полностью пешеходной, — она ведет к пункту пропуска с другой стороны, от музея. Она тоже принадлежит таможне, и у пограничников свое видение ее перспектив: они бы хотели часть этой дороги использовать, чтобы отдельно запускать на терминал автобусы.
Не базаром единым…
Константин Петрович, каков вообще сегодня социально-экономический портрет Ивангорода? Большинство живущих на другом берегу считают, что это — «город, где базар и аптеки», а больше ничего тут нет…
Жителей у нас порядка 11-ти тысяч. Открытое несколько лет назад производство корейской фирмы «Йура Корпорейшн» (выпуск автомобильных деталей. — прим. авт.) так и работает. Там от 1300 до 1500 рабочих мест. Не все привыкли трудиться на конвейере, это тяжело, и ивангородцев на «Йура» только около четырехсот. Часть работающих — нарвитяне, но сейчас их меньше стало в связи с курсом евро, а раньше работало около 250-ти. Работников также привозят из Волосово, Кингисеппа, Сланцев. Есть даже таджики, узбеки.
Начата работа по открытию в Ивангороде завода по производству белка — добавки в комбикорма для животных. Раньше её делали за границей. Но это очень газоемкое производство, поэтому при увеличении стоимости газа за границей выработка этой добавки прекратилась. Инвесторы просчитали и надеются, что у нас это дело пойдёт. Сейчас они занимаются переоборудованием старой котельной и планируют открыть цеха в этом году или в начале следующего.
Средний уровень дохода ивангородца и уровень безработицы здесь?
Безработица в Ивангороде очень небольшая. Если бы она была — у нас люди бы работали на «Йура Корпорейшн». Кто-то уезжает в Петербург, кто-то находит занятие здесь. Средняя заработная плата — около 26 тысяч рублей. Если евро у нас вырос в 2,5 раза, то цены в магазине, максимум, процентов на 20-30. Да, раньше 26 тысяч равнялись примерно 800 долларам, а сейчас в валютном эквиваленте зарплата очень сильно упала. Но если человек отоваривается здесь, на территории России, то в принципе он потерял не так много.
В социальных сетях и комментариях к интернет-публикациям в Эстонии нет-нет да встречается примерно следующее рассуждение: «А зачем русскоязычным жителям Ида-Вирумаа нужна Россия? Вот живут они в Нарве и видят цивилизацию, а переходят мост, попадают в Ивангород и видят, какое там все убогое». Да, это часть информационно-психологической войны, но дыма без огня нет, и действительно, сравнивая улицы, бытовую сферу, магазины Нарвы и Ивангорода, получаешь результат не в пользу последнего. Предполагает ли Ивангород совершить какой-то рывок и обрести «европейский имидж»?
Во-первых, если бы Нарве не помогал Евросоюз, не думаю, что Нарва была бы таким городом, как сейчас. Ивангород приводит себя в порядок либо собственными силами, либо с помощью правительства Ленобласти.
Сегодня у нас постоянно ведутся работы и по воде, и по канализации. Убрав проблему сетей, мы можем дальше благоустраивать город. На Парусинке мы все дороги уже закатали в асфальт. Если ещё два года назад по центральной улице Гагарина проехать было невозможно, то сегодня это прекрасная дорога, где уже надо ограничивать скорость движения, потому что водители норовят разогнаться. Ремонтируем другие улицы — Садовую, Матросова. Спиливаем старые деревья — в результате во время сильных ветров у нас практически ни одной ветки не упало. Сносим старые дома, расселяем аварийное и ветхое жильё: 29 семей расселили таким образом в прошлом году, на что потрачено 37 миллионов рублей, люди получили бесплатно квартиры.
Не могу сказать и того, что у нас нет социальной инфраструктуры. Строятся и открываются нормальные магазины. В этом или, максимум, в следующем году в Ивангороде будет возведен большой бассейн. Прорабатываем вопрос по строительству крытого или искусственного футбольного поля.
От одного ивангородца довелось слышать, что год или два назад он звонил на «прямую линию» Путина, жаловался и после этого Путин, видимо, дал указание привести приграничные города в порядок. Действительно ли существует у России целевая программа по приграничным городам?
Такой программы не существует. О ней все говорят, и мы надеемся, она все-таки появится, заработает и будут выделены дополнительные средства на благоустройство города. Тем более, таких городов, как наш, стоящих на границе, в России всего несколько, а в Ленинградской области только два.
Последние год-полтора мы имеем кризис с беженцами в Европе и кризис в отношениях России и Запада. Глядя на все это с российского берега, ивангородцы чего-то боятся? Например, что сюда хлынут беженцы или на соседнем берегу будет база НАТО?
Ну, что база НАТО есть на соседнем берегу, мы и так знаем. Пусть она не напрямую в Нарве, но довольно близко… Я не встречал у ивангородцев такой боязни. Считаю, что у России сегодня достаточно сил, чтобы защитить себя, в том числе и на Северо-Западе, а у натовцев хватит мозгов. Политики — да, они должны заниматься своими политическими делами, а мы больше хозяйственники, и наше дело — приведение наших территорий в порядок, чтобы людям жилось хорошо. Сотрудничая, мы подмечаем, что у кого сделано и что можно перенять. Добрососедские отношения дают импульс небоязни друг друга.
Источник: rus.delfi.ee
Добавить комментарий